Энди Гринберг вел свой Jeep Cherokee со скоростью около 110 км/ч, когда с машиной начало твориться что-то неладное. Система кондиционирования вдруг начала дуть холодным воздухом на полную мощность, радио само переключилось и заиграло хип-хоп, дворники стали что есть силы елозить по стеклу, а из форсунок на капоте полились потоки «омывайки». Ну а затем на дисплее мультимедийной системы появилось изображение двух хакеров, которых Энди хорошо знал, – Чарли Миллера и Криса Валашека. Эта парочка взломала «джип» Гринберга.
Нет, хакеры не точили зуб на журналиста Wired, пишущего про информационную безопасность. Просто Миллер и Валашек смогли взломать «Чероки» так, что им можно было удаленно управлять через Интернет, – и по совместной договоренности демонстрировали это Гринбергу максимально наглядно. Удаленно управлять – значит не только менять музыку, но еще и отключать тормоза, поворачивать руль и нажимать на газ: все это Энди тоже успел испытать на собственной шкуре, когда его автомобиль вдруг сам повернул руль и съехал в кювет, правда, предварительно замедлившись. Пожелай хакеры угробить журналиста – они могли бы без проблем реализовать и это, но такой договоренности с Гринбергом у них определенно не было.
Взлом «джипа» в 2015-м – первая атака на автомобиль, показавшая, насколько серьезными могут быть последствия. Именно после того, как Гринберг опубликовал свою статью, а Миллер и Валашек выступили с докладом о взломе на нескольких конференциях, автопроизводители наконец-то начали думать о безопасности автомобилей не только в контексте подушек, шторок, жесткости кокпита и наличия систем экстренного торможения, а еще и с точки зрения защиты от кибератак. После этой демонстрации и многие другие хакеры решили попробовать свои силы во взломе автомобилей – и нашли еще множество уязвимостей. Особым вниманием, конечно же, пользовалась «Тесла», которую за последние три года неоднократно взламывали команды из разных стран, заставляя ее ездить без водителя, открывать двери, резко тормозить и так далее.